Спросили про агрессию и насилие кандидата психологических наук и заведующего кафедрой криминальной психологии одного из факультетов юридической психологии.
Сергей Ениколопов порой отвечает грубо и резко, но зато выражается без воды, красиво и с многочисленными примерами.
Он вырастает и тоже наказывает своих детей таким образом, а на твои доводы отвечает: «Меня били, и я вырос хорошим человеком, какие у вас доказательства, что детей не надо бить? Что же еще с ним делать, если иначе не доходит?» Я при этом не настаиваю, что воспитание должно быть вегетарианским. Наказывать детей приходится, но важно, как вы наказываете, когда и за что.
— Вы знаете, из-за Зигмунда Фрейда до 1971 года семейное насилие вообще не изучали. Считалось, что пара, в которой один человек бьет другого или оба друг друга колотят, — замечательная и счастливая садомазохистическая семья. Ну и, к сожалению, есть женщины, которые воспринимают как элемент страсти и любви если не побои, то агрессивную ревность.
Понимаете, есть только три повода проявлять агрессию. Первый — это защита своего «я», второй — это поиск козла отпущения, более слабого существа, на котором можно сорвать злость. И третий — это повод выразить некую эмоцию, когда нет другого способа в репертуаре для ее выражения.
И еще одна важная вещь — постепенно у вас возникает ощущение, что жертва не мучается. От насилия нас удерживает будущее страдание жертвы, если мы не садисты. Но я десять раз видел в кино, как человек бьет врага гаечным ключом по колену, а тот бежит и догоняет автобус, значит, ему не особенно больно. У меня снижается эмпатия.
Мы изучали, как на московского обывателя повлияла трансляция теракта на Дубровке. Мы специально взяли людей, которые не были ни с кем знакомы в театральном центре, у них не было среди заложников или штурмовиков ни родственников, ни знакомых. И обнаружили у них многие признаки посттравматического стресса. Но ни одному из них никогда в голову не придет мысль посетить психолога.
Но все же есть исследования по интернет-культуре, которые выявляют парадокс: старые люди меньше пользуются интернетом, но критичность к тексту у них выше. Их на мякине не проведешь.
В школе нужны уроки медиаграмотности. Когда мы изучаем литературу, нам говорят, что хорошо, что плохо, где графоманство, где гениальное произведение. К концу школы все более-менее понимают разницу между Достоевским и Донцовой. Не обязательно все любят Достоевского, наверняка большинство будет читать Донцову, но с пониманием, что это такое. Вот и с интернетом, с этим диким полем, нужно работать. Я люблю, кстати, почитать комментарии иногда. Там цветет настоящая дремучая злоба.
— Врач — другое дело. Если лечился всю жизнь водкой с перцем и это помогало, зачем идти к врачу? С ребенком — не так. Ребенка нужно вырастить, а что с ним делать и как — не понятно. К психологу мы обращаемся, когда сами не справляемся с собой или окружающими.
Комментариев нет:
Отправить комментарий